Решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22 декабря 2016 г. по делу №

НовоеПопулярноеРешения суда
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 07 февраля 2017 года Дело N 21-62/2017

07 февраля 2017 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Литвинова М.В., при секретаре Февралевой А.И., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мировая Техника» на решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 22 декабря 2016 года и постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 29 ноября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мировая Техника»,

установил:

постановлением государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 29 ноября 2016 года № ПП/2016/1010/27/13 общество с ограниченной ответственностью «Мировая Техника» (далее — ООО «Мировая Техника», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 115000 руб.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 22 декабря 2016 года постановление по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, защитник ООО «Мировая Техника» просит отменить решение судьи, снизить размер взысканного с общества штрафа, выражает несогласие с постановлением по делу об административном правонарушении в части привлечения к административной ответственности, в связи с непрохождением обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками общества. Считает, что у общества отсутствует обязанность по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, поскольку ООО «Мировая техника» не является организацией, осуществляющей деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Ссылается, что автомобили предоставляются работникам, не являющимся водителями, в качестве служебного транспорта, а также для личных целей, данные работники не осуществляют перевозку грузов, пассажиров. Полагает, что вопрос организации предрейсовых медицинских осмотров водителей не входит в компетенцию ГИТ в Саратовской области, поскольку нарушение организации предрейсовых медицинских осмотров не является нарушением требований трудового законодательства. Ссылается на отсутствие отягчающих и наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность общества, в связи с чем считает, что имеются обстоятельства, предусмотренные частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, для снижения размера административного штрафа.
Должностное лицо ГИТ в Саратовской области ФИО4 в судебном заседании не согласился с доводами жалобы, полагает, что обжалуемые решения являются законными и обоснованными.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица, решение судьи в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, заслушав Измайлова И.М., исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, в том числе: не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 76 ТК РФ).
Работодатель обязан обеспечить, помимо прочего, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; ознакомление работников с требованиями охраны труда (статья 212 ТК РФ).
Согласно статье 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (статья 419 ТК РФ).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области № ПП//2016/1010/27/1 от 26 октября 2016 года в период с 17 ноября 2016 года по 25 ноября 2016 года в отношении ООО «Мировая Техника» по адресу: < адрес>, проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения вышеизложенных положений трудового законодательства: части 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29.
Так, ООО «Мировая техника» не обеспечило проведение инструктажей по охране труда на рабочем месте (первичного, повторного) непосредственным руководителем (производителем) работ, прошедшим в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда с инженером-механиком ФИО5, кладовщиком ФИО6, механиком ФИО7, техническим работником ФИО8, техническим работником ФИО9, заведующим складом ФИО10, техническим работником ФИО11, электромонтером ФИО12, слесарем-сантехником ФИО13, автокрановщиком ФИО14, экспедитором-кладовщиком ФИО15, энергетиком ФИО16, разнорабочим ФИО17, техническим работником ФИО18, рабочим такелажником ФИО19, помощником заведующего складом ФИО20, механиком ФИО21, другими работников.
Инструктаж на рабочем месте с указанными работниками в ООО «Мировая техника» проводился специалистом по работе с персоналом ФИО22, не являющейся непосредственным руководителем (производителем) работ (мастером, прорабом, преподавателем данных работников). Кроме того, в ООО «Мировая техника» не обеспечено отстранение от работы вышеуказанных лиц, как не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний в области охраны труда.
ООО «Мировая Техника» не организовало с водителями транспортных средств проведение предрейсовых медицинских осмотров с привлечением работников органов здравоохранения; предрейсовый медицинский осмотр проводится 1 раз в месяц, а не в день фактического выезда с места работы. В обществе не обеспечено отстранение от работы водителей, не прошедших в установленном порядке медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование, в том числе ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 25 ноября 2016 года.
По факту выявленных нарушений 28 ноября 2016 года в отношении ООО «Мировая Техника» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о предоставлении работникам транспортных средств в пользование в качестве служебного транспорта не свидетельствуют об отсутствии в действиях общества вменяемого нарушения статьи 213 ТК РФ, в связи с чем обоснованно отвергнуты судом первой инстанции.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать в соответствии с требованиями названного закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (абзац 7 пункта 1 статьи 20данного закона).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
Приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 года № 835н утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее — Порядок).
Согласно пункту 2 Порядка предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (пункт 6 Порядка).
Исходя из материалов дела, а также объяснений защитника, работникам ООО «Мировая Техника» ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО25, ФИО24, ФИО23, ФИО26 выдавались путевые листы легкового автомобиля. При этом в рассматриваемом случае указанные сотрудники значатся водителями в путевых листах легкового автомобиля общества, по заданию которого осуществлялись многочисленные выезды, в том числе в различные населенные пункты области. При таких обстоятельствах доводы общества о том, что работники не осуществляли трудовые функции в качестве водителей, противоречат совокупности собранных по делу доказательств.
Учитывая изложенное, должностное лицо и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу о доказанности нарушения ООО «Мировая Техника» государственных нормативных требований охраны труда, указанные обстоятельства подтверждены доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При этом доказательств, подтверждающих отсутствие у ООО «Мировая Техника» реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется и заявителем не представлено.
Иные доводы жалобы на законность и обоснованность решения судьи не влияют, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку представленных доказательств, что само по себе не может служить основанием для отмены или изменения принятых по делу решений.
Постановление о привлечении ООО «Мировая Техника» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО «Мировая Техника» в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы исключительных обстоятельств, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, для снижения размера назначенного обществу административного штрафа не усматриваю. Само по себе наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность общества, и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, не свидетельствует о наличии правовых оснований для применения положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Таким образом, каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.
При таком положении оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу решений не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Октябрьского районного суда города Саратова от 22 декабря 2016 года и постановление государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области от 29 ноября 2016 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Мировая Техника» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мировая Техника» — без удовлетворения.

Судья М.В. Литвинова
233
Решение Октябрьского районного суда г. Саратова Саратовской области от 22 декабря 2016 г. по делу №
По материалам дела водительские обязанности были прописаны в должностной инструкции торгового представителя. Также было указано, что для приема на это место необходимо наличие водительского удостоверения и стажа за рулем. К тому же обязанность проведения ПМО может быть установлена, если ранее организация заключала договора на ПМО, а потом по неизвестным (скорее всего финансовым) обстоятельствам.
Решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 N 7-196/2013
Довод жалобы о том, что часть 1 статьи 12.31.1 КоАП РФ не устанавливает административную ответственность за отсутствие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, отклонен, поскольку субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются должностные и (или) юридические лица, не выполняющие требования законодательства.
О внесении изменений в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и в
Постановление Правительства РФ от 04.02.2016 N 65 "О внесении изменений в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений
Приказ МВД России от 14.11.2016 N 727
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления
Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 18-АД16-173
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены). Решение: В удовлетворении требования